Пятница, 29.03.2024
Егорьевск
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Архив записей
Статистика
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Июль » 23 » Огненная земля (статья)
13:51
Огненная земля (статья)
23.07.2010 Известия.Ру
В Подмосковье из-за аномальной жары и засухи ежедневно вспыхивает от 40 до 60 пожаров
До Москвы дошел смог от торфяных пожаров, возникших на юге и юго-востоке Подмосковья. В области ситуация гораздо серьезнее - более 10 населенных пунктов еще на прошлой неделе накрыло шлейфом дыма. В поселке Лесное Егорьевского района сгорело 9 домов и школа. В МЧС заверяют, что ситуация под контролем, но густеющий с каждым днем смог не внушает оптимизма. "Известия" отправились в Подмосковье, чтобы выяснить, стоит ли ожидать масштабных лесных и торфяных пожаров, от которых задыхалась Москва в 2002 году, и принять участие в борьбе с огнем.
Дорога по Егорьевскому шоссе, которое ведет к районам массовой торфоразработки, - прекрасный индикатор пожаров. Сразу за Гжелью появляется назойливый запах гари, за Хотеичами машина то и дело ныряет в полосу смога. Кто помнит пожары 2002 года, не ошибется - такой дым идет от горящих торфяников.
За Егорьевском запах усиливается. Над лесом в районе поселка Рязановский, где еще недавно добывали торф, поднимается дым. Прежде чем попасть на горящие торфоразработки, сбиваемся с дороги, делаем крюк и оказываемся в поселке Лесное. Машина тут же поднимает вверх тучи пепла. Перед глазами иллюстрация из учебника истории про Хатынь - вместо домов высятся обгоревшие печные трубы, вокруг черный лес. От садовых деревьев остались обгоревшие скелеты, на которых висят черные яблоки.
На улицах Лесного ни души. Рядом с покосившимся пятистенком находим старушку лет 70 - бабу Шуру.
- Мне вас и угостить нечем, - начинает волноваться бабушка. Потом все-таки находит чем одарить: - А вы сорвите яблочко. Они хоть и черные, но вкусные - отлично запеклись в огне.
Яблоки и вправду вкусные, только немного горчат.
- Это от горя нашего, - зачем-то извиняется баба Шура.
Огонь ворвался в Лесное с торфоразработок в прошлую пятницу, примерно в час дня. Сначала запылала трава, потом сады и дома.
- Я кинулась к соседке напротив заливать горящий сад, - вспоминает баба Шура. - Она хорошо жила - каменный дом, баня, летняя кухня и небольшой бассейн. Мы воду из него ведрами таскали, но быстро поняли, что дом не отстоим. Сначала вспыхнула баня, потом пристройка, а потом - дом. Соседка пошла плакать на нашу сторону улицы.
Но огонь быстро переметнулся и туда - моментально вспыхнули старые, но еще добротные дома-пятистенки.
- Улица - это полоса в 15 метров песчаной дороги, - показывает баба Шура. - Как он только смог перекинуться?
- Ты лучше расскажи, как пожарных вызывали, - советуют ей пришедшие посмотреть на заезжих людей две старушки-соседки, но не выдерживают, рассказывают сами: - Мы позвонили в пожарную и попали в часть поселка Рязановский - это километров 15 от нас. За 10 минут доехать можно. Но помощь оттуда не сразу пришла - нам сказали, что мы живем в Луховицком районе области и обращаться надо туда. До своих мы дозвонились, но ждали их около часа - то ли они из Дединова, то ли из Раменок ехали, а это больше 50 верст. Разве так можно?
Баба Шура идет за таблетками в дом. Ей повезло - еще дедовский пятистенок начала XX века уцелел. По пути ей приходится взбираться на завалы из головешек - это сгоревшие сарай и летняя кухня.
- Пожар прошел, теперь дальше жить надо, - бодрятся старушки-погорелицы. - Дом у Шуры не сгорел, значит, зиму она переживет - это хорошо. В сарае козы и куры были, которые сами выбрались из огня. Но погибли все запасы на зиму - сено, дрова и комбикорм. На пенсию снова все это не заготовишь. Помощи ждать неоткуда - она одинокая. Наверное, коз осенью резать придется.
В Лесном в огне погибло 9 домов и школа - она стояла закрытой, но все равно обидно. Здание было добротным, летом и осенью в нем останавливались охотники. Покупали у местных картошку, огурцы, ягоду - небольшой, но все-таки приработок. Теперь его не будет.

Моховое поле тлело 20 лет
На пустынной улице тормозит "Рено Логан" - в машине молодой парень в ковбойской шляпе. Это Алексей, живет в Москве. Поэтому сейчас в деревне у него статус дачника, хотя он потомственный местный. Огонь, кстати, остановился строго перед пятистенком его прадеда.
- В деревне постоянно живет 14-15 стариков - их Бог, кроме бабы Шуры, уберег, - рассказывает он. - Дачники, думаю, все-таки отстроятся. Хотя всем обидно: у многих это были родовые дома. Еще дореволюционной постройки, с оконными наличниками, которые прадеды вырезали. Память-то не вернешь.
Пожар всех в Лесном напугал.
- Недалеко, рядом с деревней Моховое, есть торфяное поле, которое лет двадцать тлело, - разводит руками Алексей. - Дымилось даже зимой. А в прошлом году оно потухло - все решили, что уж нам-то пожар не грозит. А он вдруг пришел!

Радовицы в дыму
В селе Радовицы сейчас реставрируют знаменитый Николо-Радовицкий мужской монастырь, куда из Константинова пешком приходил Сергей Есенин. Этим летом там восстановили храм, позолотили купола, над колокольней появился крест, который скинули большевики в двадцатых годах. Но радости нет. На лицах - тревога, уже неделю люди дышат дымом с торфяников, от которых их отделяет где-то полкилометра.
- Спим беспокойно, - рассказывает местная жительница Зинаида. - Несколько раз за ночь выходишь посмотреть, не горит ли поле перед деревней. На прошлой неделе огонь пошел по опушке леса вдоль деревни - спасли самолеты, которые в несколько приемов залили пожар.
Беспокойство не беспричинно. Утром в деревне стоял устойчивый запах гари. К вечеру плотное облако дыма с торфяников накрыло деревню - видимость не превышала 150 метров. По окраине села проскакал "УАЗ" эмчеэсников - это патруль, пытающийся отследить ситуацию в деревне. Зинаида тревожным взглядом проводила машину - зачастили.
- В 1972 году тоже так начиналось, - вспоминают старожилы. - А потом полыхнуло. Такой дым был, что соседнего двора не видно. Всех детей и стариков эвакуировали, а колхозников послали рыть траншеи и заливать водой торфяники. В поле рядом с деревней разбили военный лагерь - там где-то тысячу солдат поселили. Они тогда в основном с огнем и боролись. Были и погибшие - армейский бульдозер на базе танка упал в горевшую торфяную яму.

Торфяники подожгли охотники за металлоломом
Торфяное месторождение Рязановское, расположенное в лесах рядом с одноименным поселком, дымит - огонь удалось локализовать, и сейчас пожарные заливают тлеющий торф. Загорелось оно на прошлой неделе, когда охотники за металлом начали резать бесхозные трубы на металлолом.
- В 2009 году торфопредприятие "Рязановское" обанкротили, - рассказывает начальник Егорьевского гарнизона пожарной охраны Александр Панов. - Шатурская ГРЭС перешла на газ, и местный торф оказался никому не нужным. Бесхозными остались насосные станции и водопроводы, с помощью которых наполнялись водой противопожарные каналы торфоразработок. Их начали резать автогеном и вывозить. Искра попала на траву, полыхнуло сразу и сильно - охотники за металлом даже сварочный аппарат и штабеля срезанных труб бросили на месте.
В доказательство Панов показывает остов кирпичного здания в лесу рядом с торфоразработками - сразу и не поверишь, что еще год-два назад здесь работала насосная станция, которая наполняла водой более 100 км противопожарных каналов.
- Сейчас ее заменяет пожарный "Урал", где установлена мощная помпа на базе танкового двигателя, - показывает ревущую машину Панов. - С ее помощью мы и заливаем каналы, из которых берем воду для пролива торфяников. Пока все наладили, выгорело больше 50 гектаров леса и занялись торфяники. Лесной пожар потушили самолетами Ил-76. Они берут по 42 тонны воды каждый. Летчики спасли местного бульдозериста: огонь так резко пошел на трактор, что парень выпрыгнуть не успел, когда вокруг все пылало. Спас вовремя подоспевший рукотворный дождь - бульдозер и лес вокруг накрыло стеной воды.
Но торфяники с самолета не потушишь. Недавно в лес под Рязановский стянули пожарные расчеты практически со всей Московской области. Пожарные поставили помпы, протянули рукава к вновь наполненным каналам и педантично на дикой жаре заливают торфяники.
- Идти надо метр за метром, чтобы не провалиться в ямы, которые образует прогоревший торф. Труд адский. На квадратный метр тлеющего торфа может понадобиться до тонны воды. Отдельные участки приходится проливать по два раза - один-единственный уголек не потушишь, и опять все загорается.
Пожарные втихаря матерят охотников за металлом - отпуска и выходные накрылись. Не исключено, что до осенних дождей.
- Виновных найдут? - спрашиваю у Панова.
Пожарный, снимая тяжелый спецкостюм и шлем, молчит, выжимая мокрую насквозь футболку. Потом огорченно машет рукой. Жест можно трактовать так: надо было бы, уже нашли бы.

Виноват план ГОЭЛРО
В МЧС успокаивают.
- С начала июля ежедневно возникает от 40 до 60 очагов, но мы все их тушим или локализуем, - объясняет сотрудник пресс-службы Главного управления МЧС России по области Михаил Миронов. - Пока все под контролем.
Начальник пожарной части N 36 Егорьевского района Вадим Гостев тушит торфяники 27 лет. Годами глядя на горящий торф, он многое передумал.
- Причины ежегодных пожаров не только в халатности искателей металла или дачников, бросивших тлеющий бычок в траву, - считает он. - Люди вторглись в природу и теперь расхлебывают последствия. Торф - отличное топливо. Торфоразработки - это болота, которые осушили в 1920-х годах для плана ГОЭЛРО, когда новым электростанциям потребовалось топливо. Сейчас торф оказался не нужным. По уму местность нужно бы вновь заболотить, но сделать этого нельзя - на выработанных участках разбили дачные поселки, посадили лес. Так что торфяники гореть будут, и ничего с этим уже не поделаешь.
Богдан Степовой
http://www.izvestia.ru/moscow/article3143982/
Просмотров: 2603 | Добавил: Анастасия
Фото недели

Лесные пожары в Егорьевском района

Погода

Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Часы

Copyright Анастасия © 2024